Предлагаем купитьщебень гранитный в Москве с доставкой от 30 минут. Своя перевалочная база!

Как собрать вагонку

Предлагаем купить строительный песок в Москве от производителя. Своя перевалочная база!

Отделочные работы дело важное и интересное. Именно по их завершению вырисовывается все картина наружных стен дома или декор внутри. Среди самых популярных на сегодняшнем рынке материалов достойное место занимает вагонка. Именно она годится как для отделок внутренних, так и для обшивки фасадных стен дома.

Самостоятельное крепление вагонки

О том, можно ли самостоятельно крепить вагоночный материал в своем доме и как это сделать правильно (с видео рекомендациями) пойдет речь ниже.

Варианты вагонки и ее достоинства

По виду вагонка бывает разной:

  • деревянной;
  • пластиковой;
  • МДФ.

Способ крепления каждой из них практически одинаков. Однако качество работы напрямую будет зависеть от ровности поверхности, к которым крепится материал, будь то стена или потолок. Поскольку качественно ровные поверхности встречается довольно редко, то для правильного крепления вагонки как и блок хауса, создается специальная реечная обрешетка, благодаря которой стены выравниваются.

  • Весомым преимуществом вагоночных досок, которое создает на нее высокий спрос, являются доступная стоимость материала, привлекательность ее дизайна и простота монтажа, даже если работу приходится делать своими руками.
  • Внутри дома вагонкой можно обшить не только стены. Не менее достойно будет выглядеть и потолок.
  • Чаще всего вагоночная доска изготавливается из сосновых пород дерева, ведь именно оно создает в доме тепло и уют.
  • Купить материал можно без проблем и практически везде.
  • При правильном уходе, имеет большой срок «жизни».
  • Облицовочные работы не занимают много времени.

Рекомендации по технологии

  1. Вагонку лучше всего крепить на каркас, а не на стену, как уже было сказано выше. Чтобы его изготовить необходимо, приобрести брус с прямоугольным сечением. Дальнейший ход событий будет напрямую зависеть от состояния стен.
  2. Если вагонка для обшивки будет крепиться в вертикальном положении, то брусья обрешетки необходимо прибивать горизонтально, и наоборот.
  3. Если стена идеально ровная, то потребуются бруски от 10 до 15 мм толщиной. К стене они приклеиваются или прибиваются гвоздями, таким образом, чтобы каркас и вагонка, в итоге, не сжали пространство самой комнаты.
  4. Если стена оказалась без отделки, то бруски потребуются несколько толще и прочнее, чтобы выдержать вес досок материала.
  5. Проверить, насколько одинаково будут выступать бруски можно с помощью уровня.
  6. Планки каркаса предварительно обрабатываются противогрибковыми препаратами.
  • Собственно монтаж каркаса состоит из закрепления брусков к стене в горизонтальном или вертикальном положении, иногда – по диагонали.

Основное правило: бруски каркаса должны быть перпендикулярны планкам вагонки.

  • Каркасные бруски не следует крепить встык, между ними обязательно должно соблюдаться расстояние в 3-5сантиметров. По вертикали бруски должны отстоять на 45–50см друг от друга. Необходимо, чтобы под вагонкой оставалось пространство для вентиляции.
  • [ads1]Чтобы со временем низ стены не становился влажным, перед тем, как крепить первые ряды брусьев, следует нанести на поверхность стены водонепроницаемую замазку.
  • Вдоль всех проемов: оконных и дверных тоже нужно установить бруски, которые должны будут выходить за линии окон и дверей с обеих сторон.
  • Каркасные бруски для вагонки монтируются на стене при помощи винтов и нагелей, которые лучше смонтировать заранее. Это необходимо, чтобы в стене не делать два отверстия.
  • Если принято решение прибивать планки вагонки к каркасу, то вбивание гвоздей должно происходить по косой: со стороны язычка.
  • Если же будут использоваться клипсы, то прибивание делается со стороны бороздки.
  • Для вагонки со смещенным профилем нужна внутренняя защелка, которая крепится гвоздями, клипсами или скрепками. Профиль при этом не разворачивается. В соединении ничего не меняется – каждая следующая прибитая вагонка скрывает предыдущее крепление.
  • Отделка начинается с одного угла и все стены с потолком обшиваются постепенно.
  • Для деревянной вагонки лучше использовать мебельные гвоздички с небольшими шляпками. Возможно, для надежности, в некоторых местах понадобятся саморезы.
  • Для того чтобы закрепить пластиковую вагонку к каркасу применяется строительный степлер, остальные полосы крепятся в пазы.
  • Чтобы поверхность всегда выглядела аккуратной, применяется «потайной» способ крепления. Для этого со стороны шипа в доске просверливается отверстие, в которое во время монтажа ввинчивается шуруп, а шляпка самореза без проблем закрывается шкантом.
  • По окончанию работы, выступающие части следует срезать, а поверхность отшлифовать.
  • Если крепление происходило с помощью степлера, то скоба должна быть размещена в пазу не создавая помех шипу следующей доски.

Монтаж вагонки при помощи кляймеров

  • Вагонка может крепиться и с помощью кляймеров. Это специальные стальные скобки, но исключительно для тонкой вагоночной планки и незначительной по весу.
  • На заднюю стенку паза закрепляются оцинкованные скобки. При помощи самореза, шляпка которого обязательно накрывается шкантом, фиксируется верхний участок первой вагонки.
  • Саморезами или гвоздями кляймеры крепятся к стене. Каждая последующая доска соединяется с предыдущей закрепленной, а кляймеры фиксируются гвоздями и саморезами.
  • Самая последняя доска вагонки крепится так же, как и первая: закрытыми шкантом саморезами.
  • Закрепленная при помощи клипс вагонка легко снимается, ее можно установить по необходимости на другое место.
  • Начинать устанавливать планки можно как удобно: слева направо или наоборот. Первая планка вагонки обрезается на одну треть и помещается в угол с отступом на 5 мм от потолка.
  • На всех пересечениях с вертикальными брусками вагоночная планка прибивается гвоздями. Гвоздь лучше располагать максимально близко к углу. Другая сторона планки крепится на вертикальном бруске в выемку клипс и закрепляет его скрепкой.
  • Недостающая третья часть отрезается от следующей вагонки и крепится под первую. Оставшаяся часть этой доски вкладывается в бороздку первой.
  • Чтобы добиться полного сцепления, между досками подставляется клин и по нему постукивается молотком. После сцепления обе вагоночные доски соединяются клипсом.
  • Третья планка разрезается так, чтобы заполнить пространство под предыдущей. А отрезанный остаток от нее размещается рядом предыдущей, у потолка.

О чем важно помнить

  1. Следует помнить, что планки вагонки не должны подходить ни к полу, ни к потолку вплотную, обеспечивая, таким образом, свободную вентиляцию.
  2. Отверстия для розеток, следует закрыть планками, а чтобы вырезать их, воспользоваться расклешенной пилой, создавая отверстия диаметром 5,5 см.
  3. По завершению работы место, где соединяется последняя планка, закрывается крытым портиком из дерева.
  4. По периметру окон и дверей располагается бумажный профиль, а пространство между вагонкой и полом скрывается ажурным плинтусом для создания свободной циркуляции воздуха.
  5. Независимо от высоты комнаты и длины вагоночных планок монтаж даст возможность сократить отходы до минимума.

Правила крепления вагонки к потолку

Многих интересует, как можно без ошибок и качественно закрепить эти планки к потолку.

  • Главное – это грамотно собрать под нее каркас, а все остальное – техника.
  • Для каркаса нужны бруски размерами: 2х2,5см.
  • Длина брусков будет соответствовать длине потолка. Брус крепится по всему потолку перпендикулярно вагонке, а все рейки на дюбеля с саморезами. Брус длиной 3 метра нужно будет закрепить, как минимум в пяти местах и строго по горизонтали – для ровности.
  • Для создания ровности по обе стороны потолка горизонтально натягиваются два шнурка. Держа по ним ориентир, прикручиваются сами рейки.
  • В комнатах с повышенной влажностью бруски предварительно обрабатываются олифой.
  • На подготовленный таким образом потолок укладывается вагонка.
  • Если вагонка деревянная, то она прибивается к каркасу финишными гвоздями. Возможно, в некоторых местах фиксируется саморезами, чтобы гвозди не вырвались.
  • Пластиковая вагонка пристреливается к каркасу строительным степлером. Если планки укладывается вертикально, то работа начинается с углов.

Вагонка — простота и экологичность

  • Дышащая структура натурального дерева;
  • красивая текстура;
  • простота монтажа;
  • визуальное выравнивание всех зашиваемых поверхностей;
  • тепло и уют, создаваемые вагонкой в помещениях, сделали ее востребованной при финишной отделке интерьеров и наружной обшивке загородных домов, дач, бань и саун.

Тепло и аромат дерева, экологичность, особенно хорошо показали себя в отделке бань и саун, где высокая температура и большая влажность не позволяют использовать другие материалы без вреда для здоровья.

Еще немного об укладывании вагонки

Теперь о том, как правильно класть вагонку на потолок. Весь порядок работ, как и с укладыванием ее на стены, остается прежним. Единственное, что требуется для усиления конструкции, это уменьшить расстояние между брусками обрешетки до 70-80 см, и обязательно рассчитать расположение более широкого бруска на стыке вагонок.

При укладке вагонки на потолок, чаще всего дощечки приходится стыковать или покупать вагонку большой длины, применять которую в условиях небольших замкнутых пространств часто бывает затруднительно.

Отдельный вопрос, как укладывать вагонку в банях и саунах. Здесь не надо забывать специфику помещений и технологии применимые для них.

В банях и саунах:

  • По обрешетке стен и потолка прокладывается алюминиевая фольга и крепится к ним скобами.
  • На стены и потолок укладывают только липовую или осиновую вагонку.
  • Все декоративные элементы для финишной отделки ставятся из той же древесины, что на стенах и потолке.

Вот такая получилась инструкция, как сделать своими руками качественную и экологичную отделку интерьера своего дома, дачи, бани или сауны, чтобы и цена была не высока, и работа удовольствие доставила. Чтобы более наглядно ознакомиться с описанным процессом, вашему вниманию видео – смотрите и познавайте!

№1. Какие основные преимущества деревянной вагонки?

Все основные свойства материла зависят от нюансов его изготовления. Деревянную вагонку производят из цельного массива дерева на предприятиях переработки леса. Вагонка – это обрезанная доска толщиной 7-20 мм со строганными поверхностями. Ширина такого материала составляет 90-150 мм, длина может колебаться в широких пределах. Когда-то тонкими длинными деревянными планками с выбранными четвертями обшивали железнодорожные вагоны, откуда и пошло это название.

Сырьем для вагонки может выступать любая порода дерева, а главным отличительным свойством материала считается наличие паза и гребня, благодаря которым ведется монтаж. Все это позволяет говорить о многочисленных преимуществах вагонки:

  • отличные термо— и звукоизоляционные свойства;
  • небольшой коэффициент температурного расширения;
  • за счет небольшого веса достигается простота транспортировки и монтажа, а также отсутствует необходимость укреплять фундамент;
  • за счет пазогребневого способа монтажа можно собирать обшивку без щелей;
  • внешний вид деревянной вагонки шикарный, позволяет привнести уют в интерьер или выделить здание при облицовке фасада;
  • прочность и долговечность;
  • экологичность, ведь дерево проходит минимум операций обработки.

Среди минусов можно назвать только хорошую способность поддерживать горение, но при соблюдении правил пожарной безопасности материалу и вашему здоровью ничего не угрожает. Стоит деревянная вагонка, естественно, дороже своего пластикового аналога, но и служить будет гораздо дольше, будучи устойчивой к физическим нагрузкам.

№2. Чем отличается обычная вагонка от евровагонки?

На строительном рынке можно найти как обычную деревянную вагонку, так и материал с приставкой «евро». Последний значительно превосходит обычную вагонку по ряду эксплуатационных показателей. Итак, основные отличия заключаются в следующем:

  • размер. Вагонка советского образца намного толще, а ее толщина может доходить до 25 мм, толщина евровагонки составляет 13, 16 или 19 мм. Ширина евровагонки максимально составляет 120 мм, обычной – до 150 мм;
  • замок. Выступ замка в евровагонке около 8-10 мм, что позволяет элементам надежно держаться, даже при сильных перепадах температуры и влажности. В обычной вагонке замок часто совсем крошечный, поэтому ламели при эксплуатации расходятся;
  • наличие вентиляционных отверстий на тыльной стороне евровагонки, которые при перепадах температуры предотвращают образование щелей. Подобных канавок нет на обычной вагонке;
  • влажность. Евровагонка принудительно высушивается до достижения влажности на уровне 10-15%, за счет чего обеспечивается отсутствие каких-либо деформаций во время транспортировки, монтажа и эксплуатации готового покрытия. Влажность обычной вагонки достигает 20-25%, что негативно сказывается и на процессе работы с ней, и на ее поведении во время эксплуатации;
  • внешний вид. Так как евровагонка изготавливается в соответствии к строгому европейскому стандарту и на европейском оборудовании, лицевая сторона у нее всегда гладкая. При наличии на ней сучков они тщательно обрабатываются. У производителей, как правило, присутствует несколько видов профилей. Элементы замка точно стыкуются друг с другом. Обычная вагонка редко может похвастаться столь идеальным внешним видом и четкостью выполнения замкового соединения, часто ее поверхность шероховатая и ворсистая;
  • евровагонка сортируется на классы. В зависимости от наличия пороков на самой древесине и приобретенных во время обработки дефектов, как правило, выделяют четыре класса.

Понятное дело, что при появлении на рынке вагонки класса «евро» многие строители стали использовать именно ее. Тем не менее, обычная вагонка также может применяться и применяется иногда для наружной обшивки, и в тех случаях, когда качество готовой поверхности и ее внешний вид не так важен, а на первый план выходит задача сэкономить.

№4. Какая древесина лучше?

Фактически для изготовления вагонки может использоваться любая древесина, но вот свойства вагонки будут во многом отличаться, как и ее цена. Не всегда более дешевая вагонка – хуже, так как выбирать материал следует, отталкиваясь от условий его эксплуатации. Что же касается цвета древесины, то его выбор – это сугубо субъективное мнение.

Всю вагонку, которая присутствует на современном рынке, можно поделить на два основных типа:

  • вагонка из хвойных пород древесины;
  • вагонка из лиственных пород древесины.

Древесина хвойных пород отличается большим содержанием смол и эфирных масел, за счет чего противостоит образованию грибка и выдерживает высокую влажность. Такой материал нашел широкую сферу применения, отлично подходит для внешней облицовки, но совершенно не подходит для саун и бань. Под воздействием высоких температур начинает выделяться смола, причем процесс этот может продолжаться долгое время. Мало того, что материал становится липковатым, так еще и может самовозгораться. Тем не менее, древесину ели и сосны в странах Северной Европы используют для обустройства саун, но материал проходит обессмоливание.

Чаще всего для изготовления вагонки используются такие хвойные породы:

  • сосна. Обладает симпатичным рисунком, высокой прочностью, стоит недорого, но время от времени ее необходимо покрывать лаком, чтобы материал не начал темнеть;
  • ель. Древесина обладает отличными теплоизоляционными свойствами и приятным оттенком;
  • лиственница. Очень устойчива к внешним воздействиям, не коробится даже при значительных колебаниях температур, обладает устойчивостью к вредителям;
  • кедр. Дорогая древесина с отличными эксплуатационными свойствами, цвет от желтоватого до кофейного.

Лиственные породы менее долговечны, но не выделяют смол и плохо нагреваются, что позволяет им использоваться в банях и саунах. Они требуют регулярной обработки, иначе под воздействием внешних факторов будут менять свой цвет и портиться. Наиболее популярные лиственные породы:

  • дуб. Самый долговечный и прочный, стойкий к гниению, плотный, с красивым рисунком древесины, но и стоит такой материал достаточно много;
  • липа. Древесина имеет прекрасные звукоизоляционные качества и тонкий приятный аромат, часто используется для отделки бань;
  • ясень. Такая древесина за счет высокой твердости вообще не трескается. Цвет – темно-желтый;
  • черная ольха обладает приятным светло-кофейным цветом, устойчива к воздействию влаги.

Отдельно стоит отметить, что для бани подходит только древесина с низкой плотностью, иначе материал будет сильно нагреваться, что может обернуться появлением ожогов.

№5. Какой профиль вагонки лучше?

Современные производители производят вагонку с разным профилем сечения. Кроме того, может отличаться размер и форма замка, характер лицевой и тыльной поверхности и некоторые другие параметры. Все это влияет не только на внешние характеристики вагонки, но и на сферу ее применения.

На сегодняшний день наибольшей популярностью пользуется вагонка с такими профилями:

  • традиционная евровагонка с угловатыми гранями. После сборки она образует видимые швы из-за увеличенного шипа;
  • вагонка софтлайн отличается немного скругленными углами, рекомендуется для использования в саунах и банях;
  • штиль. Такая вагонка формирует едва заметный шов, так как возле шипа нет полок-углублений. Углы могут быть как острыми, так и скругленными. В первом случае удается достичь эффекта массивной стены, поэтому некоторые производители позиционируют такую вагонку как имитацию бруса;
  • лаундхаус. У такой вагонки лицевая сторона имеет не гладкую поверхность – на ней создаются множественные узоры благодаря фигурному фрезированию. Узор может быть разной степени сложности, а такая вагонка становится настоящим украшением интерьера. Есть и более дешевый аналог – вагонка с эффектом резьбы. Рисунок на такой материал наносится благодаря горячему тиснению;
  • вагонка типа блокхаус и сайдинг имитируют бревно и сайдинг соответственно;
  • двусторонняя вагонка – достаточно интересное и пока не очень распространенное решение. Шип и паз находятся точно посередине, а обе стороны получают одинаковую обработку, поэтому при монтаже специалист может выбирать, какой цвет и рисунок лучше. Единственный минус – отсутствие вентиляционных отверстий, поэтому такой материал мало подходит для бань.

№6. Какой сорт вагонки лучше выбрать?

Для определения сорта вагонки принято использовать европейский стандарт типа DIN, но некоторые производители пользуются разными ГОСТами и собственноручно разработанными ТУ, поэтому так легко ошибиться при покупке и так важно смотреть не только на маркировку, но и на качество самого материала.

Сорт вагонки определяют уже после изготовления, так как материалы разных сортов производятся на одном и том же оборудовании по одинаковой технологии. Позже вагонку сортируют в зависимости от наличия сучков, синих пятен, трещин, непрострогов и смоляных карманов. Как правило, выделяют четыре класса вагонки:

  • экстра или премиум. Это идеальная вагонка без сучков и трещин, а непростроги, синева или шероховатость допускаются только с тыльной стороны;
  • класс А. Могут встречаться сучки не более 1 см в диаметре (не больше одного на погонный метр), несквозные небольшие трещины, которые часто зашпаклевываются производителем, а другие незначительные дефекты могут быть только на тыльной стороне;
  • класс В. Диаметр сучков может достигать трети ширины ламели, их количество не ограничено. Могут также быть в наличии вскрытые карманы, небольшие сквозные трещины;
  • класс С. Это, грубо говоря, вся остальная вагонка, с большим количеством дефектов, трещин, сучков, с синими пятнами и непрострогами на лицевой поверхности.

Что же касается сферы использования, то только вагонка класса С не допускается для финишной отделки. Материал других классов имеет практически одинаковые эксплуатационные свойства, а выбор зависит только от личных предпочтений. Не всем нравится вагонка класса экстра, так как она выглядит безликой и скучной.

№8. Каким производителям можно доверять?

Конечно же, немалую роль при выборе играет имя и репутация производителя. Крупные компании не будут рисковать своим именем и выпускать некачественную продукцию. Стоит отметить, что сегодня на рынке фигурирует масса отечественных компаний, которые производят вагонку отличного качества. Импортная продукция присутствует, но лишь в незначительном количестве, поэтому не будем разделять производителей на заграничных и отечественных, а приведем общий перечень лучших.

LUNAWOOD

Молодая финская компания, основанная в 2002 году. Сегодня она является мировым лидером по производству термодревесины, разрабатывает собственные инновационные методы, постоянно совершенствуется. Дерево, прошедшее обработку высокой температурой и паром, теряет питательные вещества, становится устойчивым к любым погодным условиям, деформациям и гниению. Компания использует, в основном, древесину сосны, а продукция достаточно широко представлена на отечественном рынке.

«Астар»

Отечественная компания, работающая с 2004 года. Для производства разных изделий из древесины использует европейское оборудование, что вместе с профессионализмом сотрудников позволяет выпускать продукцию, отвечающую европейским стандартам. В ассортименте компании евровагонка разных сортов и с разными параметрами – от класса экстра до класса С, длиной от 1,8 до 3,6 м.

«Карелия»

Предприятие основано в 2004 году, и в то время выполняло работы по строительству объектов из дерева. Поскольку найти на рынке качественный материал было не так просто, было решено создать собственное производство. Сегодня оно оснащено самым современным оборудованием, тут используется качественное сырье, ведется постоянный контроль над качеством. Вагонка выпускается из разных пород, с разным профилем и параметрами, поэтому найти подходящий материал не составит труда.

«Вятская сосна»

Полностью безотходное производство, основанное в 1999 году. Оснащено итальянским и немецким оборудованием, неоднократно получало престижные награды. Тут постоянно увеличивается ассортимент, а производство вагонки занимает ключевую роль. Изготавливается она из древесины сосны, а производитель предлагает вагонку с разным типом профиля и параметрами.

PromMax

Один из лидеров среди отечественных производителей пиломатериалов. Среди преимуществ компании огромный ассортимент, приемлемые цены, современное оборудование и возможность лично осмотреть продукцию на ее соответствие заявленному классу. Компания предлагает евровагонку из сосны и ели, а также из осины, которая отлично подойдет для обустройства бань и саун.

Преимущества вагонки

Этот материал хорошо просушен (влажность – 12%), поэтому может «дышать». Единственное требование при отделке бани вагонкой – сухая погода в процессе наружной облицовки и теплое помещение зимой, при выполнении внутренней обшивки.

Такие доски универсальны: ими можно обшивать и потолок и стены и пол. При этом поверхности получаются ровными и гладкими. Помимо всего прочего — они почти не пропускают посторонние звуки.

Современные технологии позволяют данному материалу кардинально преобразить внешний вид постройки, обшитой «под бревно» или «под брус». С экономической точки зрения, вагонка, как облицовочный материал, гораздо более выгодна, чем многие остальные, потому как стены, после обшивки ею, нет нужды дополнительным образом обрабатывать.

Вследствие своего природного происхождения, вагонка абсолютно экологически чистая, более того – она благоприятно воздействует на здоровье человека.

В помещениях, облицованных древесиной, тепло, комфортно, и не слишком влажно. Особые защитные пропитки продлевают срок эксплуатации вагонки и позволяют ей сохранять первозданный вид много лет, отлично перенося и жар, и повышенную влажность.

Вкратце, вагонка для бани имеет такие преимущества:

  • внешняя привлекательность;
  • продолжительный срок эксплуатации;
  • хорошие тепло- и звукоизоляционные характеристики;
  • влагоустойчивость (при условии пропитки защитным составом);
  • возможность маскировать при ее помощи инженерные коммуникации и недостатки поверхности;
  • простота обработки.

Немного о процессе обшивки

Выполняя отделку веранды вагонкой, вам нужно будет использовать достаточно короткомерный материал, так как в данном помещении имеется много окон. Сам процесс обшивки очень простой, нужно только знать, как собирать вагонку и сколько потребуется вам материала для проведения данных работ.

Первым делом, прежде чем начать процесс обшивки, вам необходимо определиться с тем, как точно будет располагаться вагонка на стене веранды. Вариантов в этом случае может быть достаточно много:

  • Ее можно расположить горизонтально;
  • Диагонально;
  • Вертикально.

Если вы решите выполнить отделку веранды вагонкой «елочкой», то вам стоит знать о том, что в этом случае пилматериала вам потребуется намного больше. После того, как вы сделали подготовительные работы, вы можете задумываться над тем, как обшить веранду вагонкой.

Предлагаем бетон с доставкой в Москве от производителя. Свой бетонный завод !

 

Как происходит процесс обшивки?

Первым делом вам необходимо будет сделать обрешетку. Как правило, выполняют ее из металлического профиля или деревянного бруса. Конечно же, первый вариант будет являться более экономичным, поэтому, как правило, выбор материала под обрешетку в основном складывается за счет ваших предпочтений.

Если вы решили выполнить отделку веранды вагонкой и для этого выбрали в качестве обрешетки деревянный брус, то вам нужно будет приобретать брус с примерными размерами 2 на 2 сантиметра. Его необходимо будет прикрепить к стене при помощи саморезов. Причем они должны иметь разную длину, это нужно для того, чтобы в случае необходимости под бруском можно было бы ввести клин.

Главное при этой работе – это выполнить правильное крепление брусков, сделать это нужно строго либо по горизонтальной, либо по вертикальной линии, зависеть это в основном будет от того, как вы разместили обшивку.Так, к примеру, вы задались вопросом, как обшить веранду вагонкой, если бруски вы крепили в горизонтальном положении? В этом случае обшивку вам следует выполнять вертикально, и наоборот, если бруски располагаются вертикально, то обшивка будет выполняться по горизонтальной линии.

После того как будет закончен процесс крепления вагонки, не забудьте обработать все выступающие места, а также закрыть стыки около дверей и окон. Кроме этого, в обязательном порядке следует выполнить обработку вагонку лаком или морилкой.

  • Что полезно знать о строительстве стен и прокладывании электрической проводки в квартире
  • У стен в доме может быть свое «лицо»
  • Как правильно покрасить стену: подготовка, выбор краски
  • Стены в коридоре: самые популярные способы оформления
  • Как красиво покрасить стены

№1. Особенности установки вагонки

Вагонку рекомендуют крепить на предварительно установленный каркас. Если стены или потолок имеют идеально ровную поверхность, допускается монтаж вагонки без сооружения каркаса, но обрешетка все же помогает продлить срок службы базовой поверхности и позволяет создать в пространстве между вагонкой и основной поверхностью дополнительный слой для укладки теплоизолирующего материала.

Обрешетка крепится с шагом 50-60 см, обязательно необходимо использовать уровень, чтобы добиться идеально ровной поверхности и компенсировать неровности базового потолка или стены. Каркас может быть из металлопрофиля или бруса. Когда речь идет о деревянной вагонке, то выбор лучше остановить на брусе. Все дело в способности древесины впитывать и отдавать влагу, меняясь в объеме. Вагонка и брус будут реагировать похожим образом, а вот металл в объеме не меняется, и при жесткой фиксации профиля к поверхности вагонку может повести. Конечно же, такой риск сохраняется и при использовании деревянного каркаса, но все же в меньшей степени.

Между брусками обрешетки можно уложить теплоизолирующий материал, что актуально не только для жилых домов, но и в особенности для бань и саун.

Монтировать вагонку можно одним из следующих способов:

  • горизонтально. Это, наверное, один из самых популярных вариантов установки вагонки. Некоторые виды материала (вагонка четверть и «американка») могут монтироваться только подобным образом. Если речь идет об обустройстве парной, то необходимо располагать ламели шипом вверх. Только таким образом конденсат и вода будут свободно скатываться по стене. Монтаж вагонки в этом случае начинают от потолка;
  • вертикально. Такая укладка позволяет зрительно приподнять потолок в комнате, часто используется в банях. Установка ламелей начинается с любого угла, первый элемент устанавливают пазом наружу. При креплении вагонки на потолок рекомендуется вести работы по направлению от света, чтобы избежать появления теней между досками;
  • диагонально. Это декоративный вариант укладки, который часто используется при оформлении стен и потолков в жилых комнатах;
  • комбинированная и узорчатая укладка предполагает монтаж ламелей вагонки в разных направлениях, благодаря чему можно получить оригинальный рисунок. В отличие ото всех остальных, такой вариант монтажа требует должной сноровки и подготовки, так что новичкам не подходит.

Направление брусков обрешетки будет перпендикулярным направлению вагонки, это само собой разумеется.

№2. Виды крепежа для вагонки

Традиционных способов выполнить крепеж вагонки несколько:

  • с помощью кляймеров. Это наиболее щадящий способ, он позволяет сохранять целостность вагонки;
  • с помощью гвоздей, которые забивают в паз или шпунт. Эта технология требует от исполнителя большей осторожности, так как существует риск повредить вагонку;
  • сквозное крепление саморезов сквозь вагонку;
  • крепление с помощью строительного степлера.

Вне зависимости от того, какой тип крепления выбран, первую и последнюю доску рекомендуют монтировать с помощью гвоздей с небольшими шляпками – их легко утопить в теле вагонки. Крепят вагонку сначала к среднему бруску, потом к двум крайним, тщательно контролируя вертикальность или горизонтальность. Затем происходит крепление к промежуточным брускам.

№3. Крепеж вагонки с помощью кляймеров

Кляймеры позволяют установить вагонку, полностью сохранив ее целостность. Они представляют собой металлические пластины с язычком и отверстиями. Язычок предназначен для удержания вагонки, а благодаря отверстиям кляймер прикрепляется к каркасу. Такие простые, но в то же время гениальные, крепежные элементы позволяют выполнять скрытую фиксацию вагонки – снаружи никаких креплений видно не будет. Древесина при этом защищена от трещин, которые могут появиться при вбивании в нее гвоздей, а весь процесс монтажа достаточно несложный.

Основное отличие всех кляймеров, представленных на рынке, — это высота язычка. Выбор этого параметра зависит от того, какого типа вагонка будет монтироваться: для евровагонки нужные скобы с язычком высотой 4 мм, для вагонки блок-хаус – 6 мм. Что же касается материала, то изготавливаются кляймеры преимущественно из оцинкованного железа и стали. Расход этого крепежа зависит от многих факторов, но в среднем на 1 м2 вагонки уходит около 20 кляймеров.

Последовательность работ следующая:

  • на шип вагонки устанавливается кляймер;
  • доска монтируется на свое место, фиксация происходит за счет гвоздей или шурупов, которые проходят через отверстия на кляймере и входят в обрешетку. Таких отверстий, как правило, на элементе три, но допускается задействовать только два из них;
  • язычок кляймера достаточно тонкий для того, чтобы вставить следующую панель вагонки в паз предыдущей с уже установленным кляймером. Процесс повторяется вновь и вновь. Напомним, первую и последнюю доски лучше крепить гвоздями.

Устанавливать доски необходимо плотно друг другу, не оставляя видимых зазоров. Последнюю доску, скорее всего, придется подрезать, чтобы она вошла по ширине. В банях и саунах рекомендуют отступать от потолка и пола по 2-3 см, чтобы древесина могла спокойно расширяться.

Кляймеры обеспечивают разъемное крепление, поэтому в случае чего вагонку можно будет запросто демонтировать и собрать покрытие на новом месте.

№7. Советы по крепежу вагонки

За годы работы с вагонкой специалисты накопили приличный опыт и готовы делиться советами:

лучше выполнять крепление вагонки на обрешетку, даже если основная поверхность не имеет серьезных перепадов и неровностей;

  • стены дома перед монтажом обрешетки лучше обработать антисептиком, как и бруски для каркаса и саму вагонку;
  • перед монтажом вагонки ее лучше сутки-двое выдержать в помещении, где она будет устанавливаться;
  • если в будущем вагонка будет окрашиваться, то не забудьте обработать поверхность грунтовкой;
  • при горизонтальном варианте монтажа вагонку устанавливают снизу вверх, но в этом случае самая верхняя подрезанная доска может портить внешний вид отделки, поэтому сегодня все чаще отделку начинают с крепления верхнего элемента. Если последняя нижняя доска будет нуждаться в подрезке, то потом она будет прикрыта напольным плинтусом.
  • Процесс крепления вагонки не назовешь слишком трудным, но все же аккуратности, внимательности и определенных навыков он требует, поэтому если в своих силах нет полной уверенности, лучше сразу звать на помощь профессионалов и не портить материал.

    Виды и характеристики вагонки

    При изготовлении стройматериала используются стандарты ГОСТ и DIN 68126/86. Второй разработан в Европе, и его требования являются более жесткими, чем у ГОСТа. Продукция, изготовленная по DIN, известна как евровагонка.

    Несмотря на более высокую цену, строители предпочитают использовать именно евровагонку. Ее форма более продумана, она не боится деформаций благодаря высушиванию до 10-15% влажности, замок шип-паз тщательно обрабатывается.

    Вам может быть интересно:

    • Как правильно установить кухонную вытяжку
    • Как самостоятельно сделать потолок из гипсокартона
    • Как своими руками собрать каркас для гипсокартона на стену?
    • Как сделать стены из гипсокартона своими руками: видео инструкция
    • Чем можно заделать дыру в стене: советы мастеров
    • Бюджетный ремонт квартиры своими руками.
    • Входные металлические двери
    • Преимущества подоконников из искусственного камня

    Производители, подстраиваясь под требования пользователей, изготавливают несколько профилей вагонки, каждый из которых используется для определенных видов работ:

    • традиционная евровагонка;
    • двусторонняя вагонка;
    • «Softline»;
    • «Ландхаус»;
    • «Штиль»;
    • «Американка»;
    • «Блокхаус».

    Они отличаются друг от друга разновидностями замков, отсутствием или наличием фасок, формой и размером тыльной и лицевой стороны.

    Вам может быть интересно:

    • Как правильно установить кухонную вытяжку
    • Как самостоятельно сделать потолок из гипсокартона
    • Как своими руками собрать каркас для гипсокартона на стену?
    • Как сделать стены из гипсокартона своими руками: видео инструкция
    • Чем можно заделать дыру в стене: советы мастеров
    • Бюджетный ремонт квартиры своими руками.
    • Входные металлические двери
    • Преимущества подоконников из искусственного камня

    Материал изготавливается из разных пород дерева – сосны, ели, кедра, лиственницы, пихты, липы, осины, бука, дуба. Кроме породы древесины производители делят вагонку по нескольким критериям. Первый из них – степень влажности. Доски с естественной влажностью и высушенные (с содержанием воды 10-15%) значительно отличаются по цене.

    Еще одна характеристика – геометрические размеры. Толщина панелей может составлять 12-25 мм, ширина – до 150 мм, а длина – максимум 6 м.

    Как выбрать качественную вагонку?

    Кроме вида профиля, размера, степени влажности и породы древесины, о которых было сказано выше, при выборе отделочных панелей важно учитывать их сорт, так как от него зависит цена материала.

    В отличие от других отделочных материалов, которые обрабатываются по-разному в зависимости от стоимости, вся вагонка изготавливается одним методом, а сортируются уже готовые доски.

    Материал, не нуждающийся в дополнительной обработке и характеризующийся идеальной поверхностью без сучков и трещин, называется «экстра» или «премиум». Если на досках присутствуют мелкие сучки (не больше 1 мм в диаметре) в количестве одного на погонный метр, мелкие (несквозные) трещины и незначительные дефекты, обработка в невидимых зонах – вагонку относят к классу А.

    Панели класса В могут иметь темные сучки, диаметр которых не превышает трети ширины доски, короткие сквозные трещины и открытые смоляные карманы. Класс С допускает наличие гнилых и выпадающих сучков, длинных сквозных трещин, отверстий, синевы, следов поражения насекомыми. Такие доски используются только в качестве черновой подшивки.

    Производители могут предлагать вагонку классов D, АВ, АС, ВС и т. д. в каждом конкретном случае лучше оценивать материал на месте. Проследите, чтобы он был хорошо высушен. Доски обычно продаются в пачках, и вскрывать каждую из них вам не позволят. Поэтому, если есть возможность, лучше сначала купить пару упаковок «на пробу», чтобы оценить качество.

    Вагонка «Блок-хаус»

    Если материал «Штиль» создает имитацию поверхности из бруса, то этот профиль обладает закругленной внешней стороной. Поэтому после установки поверхность выглядит так, как будто ее собрали из цилиндрической формы бревен. «Блокхаус» наиболее часто используется для обшивки фасадов помещений.

    Виды древесины для производства вагонки

    Вагонка производится из большого количества видов древесины. Выбор того или иного материала зависит преимущественноот характеристик обрабатываемой поверхности, использования вагонки для тех или иных задач и финансовых возможностей на приобретение материала.

    Основная классификация типа древесины для вагонки предполагает разделение на доски из лиственных и хвойных пород.

    Хвойным породам свойственно наличие смол, иных «летучих» веществ, что является фактором эффективного противодействия материала воздействиям разного рода грибков и влаги. По этой причине вагонка из такого материала отлично подходит для наружной отделки, она выделяется большим сроком службы – вплоть до многих десятилетий.

    Ель. За счет мягкости этой породы вагонка из такого материала часто изготавливается округлой формы. Современные дизайнеры рекомендуют такую вагонку для отделки тех помещений, где преобладают современные стили оформления. Изделия из ели обладают красивой фактурой и достаточно низкой шероховатостью.

    Сосна. Среди всех хвойных сосну следует считать самым недорогим решением, что не исключает ее высокие физические показатели и эстетически привлекательный вид. К минусам сосновой вагонки можно отнести:

    • низкие показатели плотности, влияющие на слабую устойчивость к проявлениям повреждений, царапин;
    • выделение на протяжении длительного времени смолы, что особенно негативно сказывается на применении вагонки для отделки сауны, бани, где любое соприкосновение со смолой может нанести ожог.

    Лиственница – самая качественная по характеристикам древесина, способная сохранять свои изначальные свойства на протяжении многих десятилетий. Недостатком такого материала можно считать его высокую стоимость. К преимуществам лиственной вагонки следует отнести прочность, которая со временем только увеличивается. Благодаря особой структуре лиственницы материал не только обладает отличными теплоизоляционными свойствами, но и имеет приятный внешний вид. Смола в древесине является фактором сохранения материала от насекомых и влаги.

    Кедр. Природный характер пропитки кедра смолами обуславливает сильный характерный запах, оказывающий положительное влияние на организм человека, в том числе, на нервную систему. Кедровая вагонка – это прекрасный теплоизолятор. Кроме того, этот материала имеет отличные показатели устойчивости к механическим воздействиям. Есть еще одно, казалось бы, незаметное преимущество древесины кедра – противодействие комарам, которые не переносят запах дерева.

    Большой популярностью для изготовления вагонки пользуются и лиственные породы. За счет отсутствия в материале смол и иных «летучих» веществ вагонка из лиственных древесин активно применяется для отделки в банях и саунах. К недостаткам материала можно отнести меньшую по сравнению с хвойными породами долговечность, которая, впрочем, отчасти компенсируется невысокими показателями теплопроводности.

    Ольха. При сильном нагревании материала в атмосферу выделяются соединения, образующиеся из содержащихся в волокнах дубильных веществ. Материал не впитывает влагу, поэтому вагонку из него часто применяют в помещениях с повышенной влажностью. К другим достоинствам материала можно отнести:

    • отличные звукоизоляционные характеристики;
    • невысокие показатели теплопроводности;
    • эстетически привлекательную, легко узнаваемую расцветку.

    Недостатком ольхи многие считают небольшой срок службы, но он легко устраняется за счет обработки специальными составами.

    Липа. Материал имеет невысокую стоимость, довольно устойчив к физическим воздействиям, впитыванию влаги, что автоматически делает липу идеальным вариантом для применения вагонки в банях. Недостатком материала можно считать постепенное потемнение, в связи с чем рекомендуется обрабатывать его пропитками против гниения.

    Дуб давно считается «классикой» и выделяется отличными эксплуатационными характеристиками, приятным внешним видом и соответствующей ценой. Высокие показатели прочности материала обуславливают не только продолжительную эксплуатацию, но и высокую стоимость работы по обработке.

    Для изготовления вагонки могут использоваться и ценные породы. Как правило, под таким материалом подразумевается материал на основе красного дерева. На рынке такой материал встречается не так часто, а его цена достаточно высока. Связано это с тем, что подобные деревья произрастают преимущественно в тропических лесах. Большая ширина стволов деревьев дает возможность производить вагонку любых размеров, что также можно считать весомым аргументов при выборе типа древесины.

    № 1. Какие основные преимущества деревянной вагонки?

    Все основные свойства материла зависят от нюансов его изготовления. Деревянную вагонку производят из цельного массива дерева на предприятиях переработки леса. Вагонка — это обрезанная доска толщиной 12,5–20 мм со строганными поверхностями. Ширина такого материала составляет 60–150 мм, длина может колебаться в широких пределах. Когда-то тонкими длинными деревянными планками с выбранными четвертями обшивали железнодорожные вагоны, откуда и пошло это название.

    Сырьем для вагонки может выступать любая порода дерева, а главным отличительным свойством материала считается наличие паза и гребня, благодаря которым ведется монтаж. Все это позволяет говорить о многочисленных преимуществах вагонки:

    • отличные термо- и звукоизоляционные свойства;
    • небольшой коэффициент температурного расширения;
    • за счет небольшого веса достигается простота транспортировки и монтажа, а также отсутствует необходимость укреплять фундамент;
    • за счет пазогребневого способа монтажа можно собирать обшивку без щелей;
    • внешний вид деревянной вагонки шикарный, позволяет привнести уют в интерьер или выделить элементы при облицовке фасада;
    • прочность и долговечность;
    • экологичность, ведь дерево проходит минимум операций обработки.

    Среди минусов можно назвать только хорошую способность поддерживать горение, но при соблюдении правил пожарной безопасности материалу и вашему здоровью ничего не угрожает. Стоит деревянная вагонка, естественно, дороже своего пластикового аналога, но и служить будет гораздо дольше, будучи устойчивой к физическим нагрузкам.

    Оцените статью
    Добавить комментарий